Современная жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. «Дейл Карнеги, автор книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить это кратчайший путь к успеху. Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей. Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться желаемых результатов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки».
Речь — это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.
Задача педагогов и родителей:
помочь детям овладеть нормами литературного языка,
привить любовь к родному языку,
научить отличать литературную речь от примитивной разговорной,
помочь освободиться от «сорных» слов.
Особую значимость обучение родному языку приобретает в речевом развитии детей, имеющих отклонения в психо-физиологическом развитии.