Совет Всех Специалистов и родителей
опыт разработки и реализации "Инновационной модели комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников и их семей
с целью индивидуализации образования детей с нарушениями речевого развития"
Актуальность разработки и практической реализации данной модели связана тем, что инновационное развитие нашего общества и все возрастающее внимание современной психолого-педагогической науки и практики образования к вопросам сопровождения и поддержки развития ребенка, именно в уникальный период жизни человека – период детства, обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. В свою очередь, и новые образовательные стандарты дошкольного образования ориентируют на то, чтобы взрослые смогли объединить свои педагогические усилия с родителями для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Создание системы сопровождения дошкольников с нарушениями речи и его семьи в условиях новых образовательных стандартов ДО, потребовало разрешения целого ряда существенных противоречий:
– между особенностями психо-физического развития детей с нарушениями речи и отсутствием целостной системы сопровождения ребенка с НР и его семьи в условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС ДО);
– между наличием у педагогов опыта традиционных форм сопровождения ребенка в воспитательном процессе и необходимостью перехода к новой системе сопровождения ребенка и семьи с ориентацией на линию развития достижений и успехов;
– между необходимостью выстраивания непрерывного процесса сопровождения ребенка и недостаточной компетентностью родителей.
В результате анализа возможных путей решения описанных противоречий и собственного опыта, мы пришли к выводу о необходимости создания структурно - функциональной модели сопровождения детей с НР и его семьи на уровне теоретического осмысления (обобщения) имеющегося опыта сопровождения ребенка с НР и его семьи, ориентированного на становления личностных достижений дошкольника в процессе проектирования индивидуализированного образовательного маршрута.
Цель: сконструировать структурно - функциональную модель как теоретическое осмысление (обобщение) имеющегося опыта сопровождения ребенка с ТНР и его семьи, ориентированного на становления личностных достижений дошкольника в процессе проектирования индивидуализированного образовательного маршрута.
При разработке модели сопровождения нам необходимо было разобраться в самой сущности понятия сопровождение и определить собственную платформу для построения модели медико-психолого-педагогического сопровождения (МППС) с учетом имеющегося положительного опыта.
Существуют различные подходы к трактовке понятия сопровождение.
Сопровождение - как комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о существе проблемы и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Сопровождение - как помощь человеку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора – «теория помощи» (по О.С.Газману).
Ведущий тезис сопровождения: «обучение выбору, создание ориентационного поля развития, укрепление внутреннего «Я» (целостности) человека»
Наша отличительная позиция состоит в том, что понятие «Сопровождение» рассматривается с позиций системно-ориентационного и деятельностного подходов:
-с одной стороны, мы рассматриваем сопровождение как системообразующий фактор, интегрирующий все компоненты (целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-рефлексивный) целостного образовательного процесса;
- с другой стороны, мы считаем, что деятельность всех субъектов образовательного процесса (включая родителей) должна быть ориентирована на становление личностных достижений и успехов дошкольника в процессе совместного проектирования индивидуализированного образовательного маршрута.
Для реализации процесса сопровождения нами были созданы инновационные структуры (механизмы ):
СОВЕТ ВСЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ (СВС) и РОДИТЕЛЕЙ (Р+СВС), которые функционируют:
- и в научном качестве, исследующем возможности интеграции деятельности всех специалистов
- и в качестве новой системы педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса
- и в процессуальном качестве совместного с родителями проектирования индивидуализированного образовательного маршрута с ориентацией на достижения и успехи каждого ребенка
- и в качестве новой управленческой структуры по организации процесса непрерывного сопровождения детей и их семей
Разработанная нами, схема структурной модели комплексного сопровождения ребенка с нарушениями речи и его семьи представлена на странице сайта "Наш инновационный продукт".
Разработанная коллективом ГБДОУ № 85 Инновационная Модель сопровождения дошкольника с нарушениями речи и его семьи на практике реализовалась в ходе работы коллегиального органа Совет Всех Специалистов и Совет Всех Специалистов и Родителей. Деятельность СВС и СВС+Р регламентируется Положением о Совете Всех Специалистов, Правилами внутреннего распорядка ДОУ, а так же она отражена в Договоре о сотрудничестве с родителями.
График работы Совета Всех Специалистов и Совета Всех Специалистов и Родителей является системообразующим в годовом плане деятельности ДОУ.
Чтобы обеспечить непрерывное психолого-педагогическое сопровождение и поддержку ребенка на основе комплексного подхода к оценке промежуточных достижений по освоению основной образовательной программы, нами разработана Система индивидуализированного мониторинга достижения детьми планируемых целевых ориентиров развития для успешного достижения итоговых результатов - «Готовность к школе» (в соответствии с ФГОС ДО).
Первый этап СВС начинается с первичной диагностики особенностей развития ребенка всеми специалистами ДОУ. Сроки первичной диагностики с 1по 20 сентября.
В ходе диагностики, каждый специалист заполняет Индивидуальную карту ребенка, анализирует индивидуальные особенности развития ребенка.
Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог изодеятельности, инструктор по физической культуре проводят диагностику сформированности необходимых знаний, умений и навыков (по возрасту) и наблюдение проявления интегративных качеств в различных видах детской деятельности. Используют в диагностике методы педагогического наблюдения и анализ продуктов детской деятельности.
Учитель-логопед проводит диагностику речевого развития и развития речевых предпосылок. Логопед использует тестовые методы, наблюдение речевого поведения ребёнка в группе, опрос родителей о проявлении речевых возможностей ребенка вне детского сада.
В период первичной диагностики родители посещают с ребенком невролога, который проводит необходимые исследования, назначает лечение. О данных неврологического обследования родитель сообщает логопеду для обоснования речевого заключения и коррекционных мероприятий.
Педагог-психолог а основе тестовых методов, бесед с родителями, анкетирования выявляет особенности психического и личностного развития ребенка, особенности взаимодействия в семье.
По итогам диагностики все специалисты проводят анализ результатов, обобщая их по следующим направлениям:
- сильные стороны, достижения ребенка,
-приоритетные направления совместной образовательной деятельности,
- выделение направлений совместной образовательной деятельности с родителями,
- методические советы и рекомендации для родителей.
Для представления результатов анализа результатов диагностики специалисты приглашают коллег на открытые занятия, привлекают к участию в совестной деятельности с детьми. Организованное взаимодействие позволяет увидеть специалистам как проявляются индивидуальные особенности детей в различных образовательных ситуациях, обменяться практическим методическим опытом по взаимодействию с каждым ребенком.
Открытые занятия проходят следующему алгоритму:
- занятие учителя-логопеда для специалистов,
- совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в присутствии специалистов и родителей
- совместная интегрированная образовательная деятельность воспитателя, родителей и всех специалистов с детьми.
Свои наблюдения, замечания, рекомендации специалисты и родители фиксируют в «Рабочих листах ».
Второй этап СВС и СВС+Р начинается в январе с промежуточного мониторинга достижений учащихся. В процессе совместной деятельности с детьми в различных образовательных ситуациях специалисты наблюдают, фиксируя достижения детей в освоении индивидуальной программы. Наибольшее внимание уделяют способности воспитанников применять усвоенные навыки вне непосредственно образовательной деятельности, например, в бытовых ситуациях, в ходе режимных моментов. Свои наблюдения специалисты фиксируют в «Индивидуальных картах ребенка», «Рабочих листах специалиста». Анализ результатов мониторинга представляют на СВС с целью корректировки ИОМ.
Родители проводят свой мониторинг достижений ребенка.
Совместно с родителями на «Родительском педсовете» специалисты выявляют ситуации, в которых дети были наиболее успешны, определяют «зоны риска» по возникновению трудностей, проектируют совместные образовательные проекты на второе полугодие.
Третий этап СВС и СВС+Р начинается в апреле с наблюдения специалистами и родителями детей в процессе образовательной деятельности. Работа СВС организуется по следующему алгоритму:
- занятия учителя-логопеда для специалистов,
- совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми с участием всех специалистов,
- совместная образовательная деятельность всех специалистов с детьми с участием родителей.
На основе наблюдения индивидуальных особенностей детей в образовательно деятельности, по данным итогового мониторинга развития детей на СВС специалисты проводят рефлексию о проделанной работе, формирую рекомендации родителям.
Итоговый СВС+Р проходит в мае. Совместно с родителями специалисты выстраивают ИОМ, который родители будут реализовывать самостоятельно в летнее время, вне условий детского сада.
Начало нового учебного года начинается с определения динамики развития ребенка и выстраивания нового ИОМ на учебный год.
В процессе комплексного сопровождения развития дошкольника родителям предоставлена возможность не только наблюдать и оценивать достижения и успехи развития своего ребенка, проявление его индивидуальных особенностей, но и принимать участие в совместном со специалистами проектировании индивидуализированного образовательного маршрута.
Результатом организованной в детском саду системы взаимодействия складываются партнерские отношения с семьями воспитанников. Расширяется совместное освоение социального пространства. У детей отмечается снятие тревожности, повышение адаптационных возможностей при поступлении в школу. Повышается родительская образовательная компетентность. Диалог становится ведущим способом общения с ребенком и специалистами. Родители отмечают достаточную готовность к сопровождению ребенка в адаптационный период начального образования.
Наши публикации и разработки по теме ОЭР (по ссылке)